Индексация присужденных денежных средств (статья 183 АПК и 208 ГПК)

В июле 2021 года Конституционный суд РФ (КС) издал постановление от 22.07.2021 № 40-П в котором признал норму ч. 1 ст. 183 АПК РФ частично не соответствующей Конституции РФ ввиду отсутствия критериев для индексации. КС указал, что законодатель должен внести изменения в АПК, а до этого времени суды должны использовать для индексации присужденных сумм индекс потребительских цен (ИПЦ). С внесением изменений в 183 ст. АПК РФ индексация присужденных сумм заработала полноценно. Чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо составить заявление об индексации присужденных денежных сумм и подать его в тот арбитражный суд, который рассматривал дело.

Аналогичная проблема существовала и применительно к ст. 208 Гражданского процессуального кодекса РФ и была решена аналогичным образом в постановлении КС РФ от 12.01.2021 № 1-П.

Законодатель достаточно оперативно отреагировал на эту правовую позицию, и уже Федеральным законом от 11.06.2022 № 177-ФЗ в АПК РФ были внесены соответствующие изменения: в ч. 1 ст. 183 кодекса была фактически повторена позиция КС РФ.

В июне 2023 года Конституционный суд РФ издал постановление от 22 июня 2023 г. № 34-П в котором признал положения ст. 183 АПК РФ, пунктов 1, 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса в их взаимосвязи не соответствующей Конституции РФ ввиду неоднозначного решения вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетной системы РФ.

Фундаментальный подход Конституционного суда РФ отражен в постановлении от 14 июля 2005 года № 8-П по поводу природы индексации присужденных сумм, а именно что индексация не является мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а представляет собой правовой механизм, позволяющий полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного акта в условиях инфляционных процессов (Постановление от 22 июля 2021 года № 40-П, определения от 20 марта 2008 года № 244-О-П и от 6 октября 2008 года № 738-О-О).

Индексация присужденных сумм — это не санкция, призванная побудить должника к скорейшему исполнению возложенных на него судом обязанностей. Данная процессуальная гарантия лишь выступает инструментом, который позволяет взыскателю получить присужденную ему сумму с учетом инфляционных издержек. Вместе с тем должник обязан возмещать потери взыскателя и в тех случаях, когда он объективно лишен возможности каким-либо образом повлиять на исполнение судебного решения, в то время как взыскатель, напротив, не лишен возможности для злоупотребления правом на индексацию, имея в виду установленный частью 1 статьи 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» 3 срок для предъявления к исполнению исполнительных листов, выданных на основании судебных актов. Например, исполнительный лист и копия решения суда могут быть предъявлены взыскателем к исполнению в последний день срока, и затем, после исполнения, подано заявление об индексации за весь период с момента вынесения решения суда и до даты его исполнения.

Вышеупомянутая позиция подтверждается и поведением взыскателя в деле, в связи с которым Верховный Суд РФ обратился в Конституционный Суд РФ. Так, решение суда по этому делу вынесено 30 декабря 2019 года, вступило в законную силу 10 июля 2020 года, после чего у взыскателя появилось право на получение исполнительного листа и предъявление его к исполнению. Однако за исполнительным листом взыскатель обратился 3 ноября 2020 года, получил его в том же месяце, а предъявил к исполнению только 1 февраля 2021 года, впоследствии требуя индексации с момента вынесения решения суда, включая те периоды, когда он бездействовал и не предпринимал попыток к получению присужденного.

Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда РФ в системной связи статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ и статьи 208 ГПК РФ и констатирующие, что совершение взыскателем активных действий по получению присужденных ему сумм, а процедура исполнения судебного акта, предусматривающая обращение взыскания на бюджетные средства, не может быть начата без непосредственного волеизъявления взыскателя, сохраняют свою силу и после изменения статьи 208 ГПК РФ Федеральным законом от 16 апреля 2022 года № 98-ФЗ.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории.

Процессуальные правоотношения по поводу индексации присужденных денежных сумм, осуществляемой судами общей юрисдикции по правилам статьи 208 ГПК РФ и арбитражными судами в соответствии с предписаниями статьи 183 АПК РФ, являются по своей сути идентичными, а потому правовые позиции Конституционного Суда РФ, касающиеся вопросов индексации судами общей юрисдикции в гражданском судопроизводстве, могут быть распространены и на судопроизводство, осуществляемое арбитражными судами, включая вывод о необходимости учета положений пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, процедура исполнения судебного акта в рамках как гражданского, так и арбитражного процесса, предусматривающая взыскание бюджетных средств не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные суммы, поскольку до момента поступления исполнительного документа на исполнение у должника — публично-правового образования отсутствуют основания для исполнения судебного акта в порядке, отличном от установленного бюджетным законодательством (в том числе в добровольном порядке).

Таким образом, положения статьи 183 АПК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ в их взаимосвязи не соответствуют Конституции РФ и до законодательного устранения недостатков, препятствующих уяснению соотношения статьи 183 АПК РФ с положениями статей 242.1 и 242.2 Бюджетного кодекса РФ, они не могут восприниматься как согласующиеся с общеправовым критерием определенности, ясности и недвусмысленности регулирования. Неопределенность в отношении дня, начиная с которого надлежит исчислять срок индексации, влечет отсутствие необходимого единства в правоприменении и не поддается исправлению посредством юридического толкования.


Правки в АПК и ГПК устранят неопределенность при решении вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы страны. Минюст разработал законопроект о порядке исчисления срока индексации присужденных сумм по искам к получателям средств из бюджетной системы страны. Поправки вносят в АПК и ГПК во исполнение постановления Конституционного суда от 22.06.2023 № 34-П.

Чтобы устранить неопределенность при решении вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы страны, в АПК внесут изменения:

• индексация присужденных денежных сумм по судебным решениям об обращении взыскания на бюджетные средства, участников казначейского сопровождения и бюджетных (автономных) учреждений производится со дня поступления исполнительных документов;

• при возврате исполнительных документов без исполнения взыскателю по законным основаниям, индексация не производится с момента возврата и до дня их поступления на исполнение в установленном порядке.


Аналогичные поправки вносят и в ГПК.