Кто является потребителем, сформулировано в преамбуле закона «О защите прав потребителей». Потребитель — это гражданин, имеющий намерения приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Типичная ситуация: индивидуальный предприниматель воспользовался услугами автосервиса по замене ветрового стекла на автомобиле. В течение гарантийного срока был обнаружен заводской дефект в виде скола. Отправленная в техцентр претензия была проигнорирована, после чего собственник авто обратился в суд. Тогда индивидуальный предприниматель обратился в суд с иском о защите прав потребителей. В суде Ответчик- представитель техцентра апеллировал тем, что автомобиль используют для ведения частного бизнеса, а значит, дело должно рассматриваться в ином порядке.
По запросу суда налоговая инспекция предоставила документы из которых выяснилось, что истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в сфере пассажирских перевозок. Получив доказательства того, что истец не является потребителем, т.к. использует приобретенный автомобиль не для личных бытовых целей, в удовлетворении требований, заявленных истцом в иске, суд отказал.
В данной ситуации покупка автомобиля, совершенная гражданином, была совершена не с целью удовлетворения личных, бытовых или семейных нужд.
Чтобы понимать, откуда возникают подобные споры, необходимо разделять статусы «потребитель» и «предприниматель» в случаях, когда дело относят к применению ЗОЗПП. Законодательство раскрывает понятие предпринимательства, то есть деятельности, направленной на получение прибыли. Индивидуальный предприниматель — гражданин, осуществляющий такую деятельность самостоятельно. Потребитель — лицо, приобретающее товары и услуги лично для себя или близких людей. Таким образом, необходимо разделять цели покупки: для собственного использования или для осуществления предпринимательской деятельности.