Применение норм Закона о защите прав потребителей при приобретении товара покупателем-ИП со счета ИП

Закон «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП) распространяется только на покупку товаров, заказ работ и услуг для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Фактически ЗОЗПП не распространяется на индивидуальных предпринимателей, если покупка товара или получение услуги предназначались для ведения предпринимательской деятельности.

При этом денежные средства Индивидуального предпринимателя являются его личной собственностью. ИП вправе распоряжаться ими по своему усмотрению и оплачивать товары для личных нужд. При оплате покупки картой, привязанной к счету ИП или платежным поручением нужно только запастись доказательствами того, что товар приобретен в личных целях, чтобы в случае необходимости подтвердить это.
Такими доказательствами могут послужить:

1. Пункт в договоре с указанием на то, что покупка приобретена для личных нужд;

2. Заказ в обычном интернет-магазине, который продает физлицам в розницу на основании оферты;

3. Оформить доставку на домашний, а не рабочий адрес;

4. При необходимости осуществлять вызов мастеров на дом и т. д.

Если гражданин зарегистрирован в качестве Индивидуального предпринимателя, это не означает, что он не может купить товар для себя и защищать свои права как потребитель. Данная позиция отражена в п. 17 Постановления Пленума ВС № 17:

«Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, вправе обратиться в суд общей юрисдикции за защитой по сделкам, заключенным им с продавцом при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.»

Таким образом, нельзя делать вывод о коммерческом использовании любого товара только потому, что за него заплатили со счета ИП. В случае обращения за защитой своих интересов в судебные органы важно представить суду доказательства, что купленный товар предназначался для личного/семейного пользования, а не с целью ведения бизнеса.

Чтобы недобросовестные продавцы не могли использовать ваш статус для собственной выгоды, следует соблюдать осмотрительность во время оплаты со счета ИП.

В чем отличие потребителя от предпринимателя?
Кто является потребителем, сформулировано в преамбуле закона «О защите прав потребителей». Потребитель — это гражданин, имеющий намерения приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Типичная ситуация: индивидуальный предприниматель воспользовался услугами автосервиса по замене ветрового стекла на автомобиле. В течение гарантийного срока был обнаружен заводской дефект в виде скола. Отправленная в техцентр претензия была проигнорирована, после чего собственник авто обратился в суд. Тогда индивидуальный предприниматель обратился в суд с иском о защите прав потребителей. В суде Ответчик- представитель техцентра апеллировал тем, что автомобиль используют для ведения частного бизнеса, а значит, дело должно рассматриваться в ином порядке.

По запросу суда налоговая инспекция предоставила документы из которых выяснилось, что истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в сфере пассажирских перевозок. Получив доказательства того, что истец не является потребителем, т.к. использует приобретенный автомобиль не для личных бытовых целей, в удовлетворении требований, заявленных истцом в иске, суд отказал.

В данной ситуации покупка автомобиля, совершенная гражданином, была совершена не с целью удовлетворения личных, бытовых или семейных нужд.

Чтобы понимать, откуда возникают подобные споры, необходимо разделять статусы «потребитель» и «предприниматель» в случаях, когда дело относят к применению ЗОЗПП. Законодательство раскрывает понятие предпринимательства, то есть деятельности, направленной на получение прибыли. Индивидуальный предприниматель — гражданин, осуществляющий такую деятельность самостоятельно. Потребитель — лицо, приобретающее товары и услуги лично для себя или близких людей. Таким образом, необходимо разделять цели покупки: для собственного использования или для осуществления предпринимательской деятельности.

Можно ли использовать статус ИП в спорах, касающихся защиты прав потребителей?
Кто является потребителем, сформулировано в преамбуле закона «О защите прав потребителей». Потребитель — это гражданин, имеющий намерения приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Типичная ситуация: индивидуальный предприниматель воспользовался услугами автосервиса по замене ветрового стекла на автомобиле. В течение гарантийного срока был обнаружен заводской дефект в виде скола. Отправленная в техцентр претензия была проигнорирована, после чего собственник авто обратился в суд. Тогда индивидуальный предприниматель обратился в суд с иском о защите прав потребителей. В суде Ответчик- представитель техцентра апеллировал тем, что автомобиль используют для ведения частного бизнеса, а значит, дело должно рассматриваться в ином порядке.

По запросу суда налоговая инспекция предоставила документы из которых выяснилось, что истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в сфере пассажирских перевозок. Получив доказательства того, что истец не является потребителем, т.к. использует приобретенный автомобиль не для личных бытовых целей, в удовлетворении требований, заявленных истцом в иске, суд отказал.

В данной ситуации покупка автомобиля, совершенная гражданином, была совершена не с целью удовлетворения личных, бытовых или семейных нужд.

Чтобы понимать, откуда возникают подобные споры, необходимо разделять статусы «потребитель» и «предприниматель» в случаях, когда дело относят к применению ЗОЗПП. Законодательство раскрывает понятие предпринимательства, то есть деятельности, направленной на получение прибыли. Индивидуальный предприниматель — гражданин, осуществляющий такую деятельность самостоятельно. Потребитель — лицо, приобретающее товары и услуги лично для себя или близких людей. Таким образом, необходимо разделять цели покупки: для собственного использования или для осуществления предпринимательской деятельности.